Великая Французская Революция и «Дехристианизации» во Франции. К чему это привело

5 октября 1793 года считается датой начала политики дехристианизации во Франции. Что это был за процесс, как она связана с Великой Французской Революцией, и каковы его последствия для христиан, не только Франции. Читайте ниже.

Вандейский мятеж

Во время французской революции христианство подверглось тяжелой опасности. Оно было потрясено и поколеблено бурным натиском преследований, оно согнулось под напором и, может быть, оно было бы вырвано с корнем, если бы этот напор мог продолжаться.

При «старом порядке» (при короле) в дореволюционной Франции духовенство имело привилегированное положение как Первое Сословие, очень тесно связанное с властью.

Под «Церковью», в то время, главным образом подразумевалась церковь католическая. Однако, и обе протестантские церкви Франции, лютеранская и реформистская, оказались задетыми антирелигиозным движением 1793 и II гг. Именно все христианство, а не один только католицизм стояло под ударами в этот момент, когда рождалась новая Франция.

Во время Революции церковь стала объектом преследования со стороны государства. 

Жизнь «до»

Как пишет Альфонс Олар, в последние годы старого режима и в начале революции христианство во Франции находилось как-будто в полном расцвете.

Религия католическая, апостолическая и римская была господствующей во Франции. Это была религия короля, который назывался христианнейшим королем. Это была религия нации, которую папы называли старшей дочерью церкви. Французы почитались исповедующими одну единственную религию — католическую. Религиозное единство, о котором так хлопотали Людовики XIV и XV, казалось осуществленным, и это было больше, чем голая видимость, так как нехристиан было во Франции очень мало, а некатоликов тоже очень немного.

Нехристианами были иудеи: к ним относились терпимо, и они образовывали небольшие общины, жившие преимущественно на юго-западе, на востоке и в Париже, отдельные же евреи были рассеяны по многим городам. Существование иудеев, однако, нисколько не задевало религиозного единства Франции, так как их вовсе и не считали французами. Они не вели никакой пропаганды, они не были популярны, ни один из современных этой эпохе источников не называет католиков, которые расстались бы со своей религией и обратились в иудейство. Папы не боялись израильской религии. Иногда даже помогали иудейской колонии, способствовали ее росту.

Что касается протестантов, то со времени ноябрьского эдикта 1878 года французский гражданин приобрел право открыто называть себя протестантом. He-католики, таким образом, получили некоторую легализацию. Но все же протестанты отнюдь не получили полной свободы исповедания, они не могли публично проводить служения, их вера официально считалась как бы позором, который терпели, но скрывали, или вернее, который только тогда и терпели, когда его скрывали.

Никто и не собирался тогда, в 1789 году, дехристианизовать Францию. Сам Вольтер, который в своих интимных письмах призывал к тому, чтобы «раздавить негодную», т.-е. церковь, для своего времени требовал лишь разрушения церковного деспотизма. Он сам думал, что для народа необходимо сохранить религию, ту или иную, на то время, по крайней мере, пока он невежествен, т -е. на весьма долгий срок. Таково было также мнение Бюффона и философов. Руссо, который называет себя врагом философов, хотели только упростить христианство и вернуть его к духу первых его времен.

Бастилия перед революцией

Как проходила дехристианизация и что она собой представляла

Актом, которым Члены Учредительного Собрания против воли положило начало религиозной войне, был декрет от 2 ноября 1789 года, в котором Собрание для того, чтобы выпутаться из ужасного финансового кризиса, объявило, что все церковные имущества передаются в распоряжение нации. Но, вместе с тем, Собрание подчеркнуло весьма предусмотрительно обязанность государства «соответствующим образом обеспечить расходы по отправлению служб, содержанию причта и вспомоществованию бедным». Чтобы обнадежить низшее духовенство и сохранить для революции его содействие и сочувствие, Собрание в этом же декрете объявило, что в установлениях, имеющих быть выработанными относительно содержания служителей религии, содержание это может быть обеспечено доходом, который должен быть ни в коем случае не меньше 1200 ливров в год, не считая квартиры и «садов, к ней прилегающих. Для низшего духовенства это создавало перспективу подлинного достатка взамен прежней нищеты. Для высшего духовенства это было резкое уменьшение доходов, которое лишало его прежней роскоши, а по его мнению, и престижа. Именно с этого момента высшее духовенство почти целиком бросилось на борьбу с революцией. Именно здесь, особенно еще после того, как декрет 19 декабря 1789 года предписал произвести продажу на 400 миллионов церковных, имуществ (а также имуществ короны), именно здесь, в этих двух декретах от 2 ноября и 19 декабря 1789г., заключены истоки гражданской религиозно-политической войны, которая поставила пред смертельной опасностью сначала новую Францию, а затем и старую религию.

Открытие Генеральных Штатов

1790

Гражданское устройство церкви: духовенство подлежит государственной  аттестации, обязательно всем священнослужителям принять присягу верности   государству. Это привело к разделению между «присяженными» и «неприсяженными» священниками. Вопрос о церковных землях, статуях, иконах, церковной атрибутике.

В большом декрете от 19 февраля 1790 г. Собрание запретило уход в монастырь, упразднило все монашеские ордена и конгрегации. Члены этих орденов получили право свободного выхода из них: им давалась соответствующая пенсия (размеры ее были определены разными другими декретами). Тем же, кто отказались бы выйти из ордена, должно было быть указано соответствующее место жительства. Все это касалось мужчин. Монахини же могли оставаться там, где они жили до декрета. Что же касается Конгрегации белого духовенства, то в Собрании было много предложений относительно них, но Собрание по этим соображениям не высказалось.

Это упразднение черного духовенства не произвело особого впечатления, но оно сделало многих монахов врагами революции.

Подчинение церкви государству, стало еще более заметным и чувствительным 27 ноября 1790 года, когда собрание выработало форму присяги, которую обязаны были принести все духовные лица, присяги на верность и повиновение гражданской Конституции. Однако, на практике это обязательство присягнуть гражданской Конституции должно было разрушить единение церкви и государства вызвав раздоры, явившиеся провозвестниками грядущей гражданской войны.

1791

Государство присваивает себе права регистрировать браки, рождения и смерти (светский ЗАГС).

27 августа 1791 года Законодательное собрание постановило, чтобы способ записи рождений, женитьб и смертей был определен будущим Национальным собранием. Однако, оно высказалось вместе с тем относительно того духа, который должна носить эта запись, так как оно заявило, что -»закон видит в браке лишь общественный договор». Законодательное собрание доверило запись актов гражданского состояния муниципальным должностным лицам, учредив тот порядок, который существует поныне. В то же время, оно нанесло и другой серьезный удар религии, установив и организовав возможность развода, явившегося следствием того параграфа конституции, где было сказано, что «закон считает брак лишь общественным договором».

Штурм Тюильри 10 августа 1792 года

1793

Из всех событий, приведших Францию к тому состоянию умов, из которого выросла попытка дехристианизации, именно вандейское восстание было наиболее важным, наиболее влиятельным. Вполне возможно, что без Вандеи не было бы культа Разума.

Непосредственным последствием этого восстания было усиление кар, направленных против неприсягнувших священников.

При Терроре с осени 1793г затеяна кампания «Дехристианизации»: Духовенство ссылают и казнят, церкви закрыты, памятники разрушены, религиозные служения и образование запрещены, священников заставляют жениться, отречься от сана. К 1794г 20000 священников оставили сан. На кладбищах висит надпись: «Смерть – вечный сон». После программы Дехристианизации процент практикующих католиков снижается на 50%.

13 марта 1793 года Конвент декретирует смертную казнь для священников, замешанных в волнениях по случаю военного набора. В этот же день Конвент постановляет, что священники, изгнанные из пределов Франции, подлежат в случае обнаружения их на французской территории военному суду и расстрелу в 24 часа. 23-го апреля Конвент выносит постановление, согласно которому церковники, не присягнувшие свободе и равенству, подлежат немедленной ссылке на Гвиану.

Таким образом, закон этот поставил под легальным подозрением все католическое духовенство, присягнувших так же, как и неприсягнувших, церковников, являющихся должностными лицами, так же, как и церковников, снятых с их должностей.

Недавно еще противопоставляли добрых священников дурным. Ныне распространенным является уже убеждение, что нет, что больше уже нет хороших священников. Католическая религия дискредитирована в сознании многих воинствующих патриотов. Все распространеннее делается убеждение, что необходимо упразднить культ, раз он является препятствием и помехой для национальной обороны, для Революции.

Культы «Разума» и «Высшему Существу»

Дехристианизаторское движение быстро распространилось в Париже. Секции почти все отказались от культа, закрыли свои приходские церкви и затем открыли их в качестве храмов Разума. Это был атеистический культ, который был открыт в 1793 году под руководством Жака-Рене Эбера и кровожадного Жака Фуше. Главные ценности культа — истина и свобода. По всей Франции церкви превратили в храмы Разуму, а 10 ноября 1793 объявлено Праздником Разуму. В Соборе Парижской Богоматери была поставлена Богиня Разум в лице женщины (ниже).

Культ Разума был почти повсюду деистическим (а не материалистическим или атеистическим). В Париже, когда в нем участвовал народ, он носил веселый, радостный характер. Несмотря на педантизм некоторых книжников, он носил характер проказливой забавы. Провинция восприняла культ Разума всерьез. В провинциальных городах, по крайней мере, имели место серьезные и искренние попытки упразднить старую религию и утвердить на ее месте рационалистический культ. Богинь разума почти повсюду там изображали не актрисы или проказливые работницы, а красивые молодые девушки, добродетельные и серьезные, принадлежавшие к цвету буржуазии (этого не отрицают самые враждебные свидетели).

К весне 1794г культ Разуму утратил популярность, и революционер-деист Робеспьер покровительствовал новый культ Высшему Существу.

Этот культ высшего Существа казался некоторым современникам, оглядывавшимся назад, реакцией, не только официальной, но и народной, против культа Разума. Говорят, что некоторые невежественные католики настолько заблуждались в смысле этого культа, что увидели в нем первый шаг к восстановлению католицизма.

И под видом высшего Существа, и под именем Разума — французы в эти времена поклоняются, прежде всего, отечеству, и культ высшего Существа, как и культ Разума, очень скоро должен был в глазах народа, плохо различавшего оба названных культа один от другого, слиться с патриотизмом и потонуть в нем.

1795

В конце-концов, когда военные победы положили конец террору, получилось впечатление, что связь церкви с государством стала немыслимой в виду той контрреволюционной позиции, которую заняло духовенство в целом, даже конституционное духовенство. Вместе с тем, немыслимым стало казаться теперь, когда ослабела пружина революционного нажима, насильственное разрушение христианства.

29 сентября 1795 г. Конвент принял большой закон об общем управлении религий, который поглотил все предшествовавшие ему законы.

Закон этот снова провозглашает принцип свободы и отделения их от государства. Он дает формулу новой присяги: «Я признаю, что совокупность французских граждан является верховной властью, и обещаю подчиняться и повиноваться законам Республики». Закон этот устанавливает ряд гарантий против превращения какой-либо религии в исключительную и господствующую религию. Никакой религиозный обряд не может совершаться вне отведенных для него храмов. Исключение составляют лишь частные дома, если в них собирается не больше десяти верующих.

Этот закон дал возможность возродиться тому католицизму, который недавно был как-будто окончательно раздавлен напором революции, в среде народа, который в религиозном отношении распадался на неверующее меньшинство, на меньшинство верующее и на безразличную массу.

С 1795 религия снова разрешена, хотя вплоть до 1799 священников арестовывают, лишают свободы, ссылают, преследуют. А в 1801г заключен договор-конкордат с Наполеоном, подтверждая католическую веру как «веру большинства французов». Подобный конкордат был заключен с христианами-протестантами.

Вывод

Большинство историков полагает, что Великая французская революция, частью которой стала дехристианизация, имела огромное международное значение, способствовала распространению прогрессивных идей во всём мире, оказала влияние на серию революций в Латинской Америке, в результате которых последняя освободилась от колониальной зависимости, и на ряд других событий первой половины XIX в.

Несмотря на то, что эти события произошли в далеком 18 веке, процессы дехристианизации продолжаются и сегодня. 

Процесс дехристианизации наблюдается на Западе последние десятилетия. Он имеет несколько измерений. Он проявляется в уменьшении числа людей, открыто называющих себя христианами, в законодательном закреплении норм, противоречащем христианской этике, и фактическом нарушении прав христиан, и может привести к тому, что нормы христианской культуры перестанут оказывать серьезное влияние на поведение людей, живущих на Западе. Таким образом, дехристианизация может означать, что христианская этика перестанет влиять на повседневное хозяйственное поведение жителей западных стран.

А вот данные международных организаций: каждые пять минут в мире убивают христианина. За сутки — около трехсот человек, более 100 тысяч в год. Сегодня на христиан обрушились такие гонения, каких не было никогда, — ни в Римской империи, ни в Советском Союзе.

В Ираке было полтора миллиона христиан — осталось 150 тысяч; в Сирии полтора миллиона — осталось 500 тысяч. В Нигерии зверствуют радикалы-фундаменталисты, убивая христиан, вырезая целые селения. То же самое происходит в Пакистане, в Афганистане — никакой защиты. Человека убивают только потому, что он в воскресенье в храм ходит, и его никто не защищает.

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!