Христианский символизм «Властелина колец»

Дж. Р. Р. Толкин намеренно наполнил «Властелина колец» христианской символикой. Давайте присмотримся к ней.

Католическое произведение

Дж. Р. Р. Толкин, автор эпопеи «Властелин колец», называл свою книгу «в основе своей произведением религиозным и католическим» [1]. Он сам был убежденным католиком и считал Евангелие полной, правдивой, совершенной историей, содержащей в себе величайшую из возможных «эвкатастроф» (уже почти свершившаяся катастрофа, которая неожиданно завершается хорошей развязкой) – несправедливую смерть и воскресение Иисуса Христа [2].

При этом Толкину категорически не нравились прямолинейные соответствия «один в один», превращающие художественное произведение в басню или аллегорию; он вплетал в свою книгу христианские мотивы и темы, не делая их слишком очевидными. Тем не менее, когда знаешь, где их искать, то видишь историю, рассказанную писателем, в совершенно ином свете.

Параллели в истории мира

Толкин строит историю мира Средиземья на основе библейского сюжета [3]. «Властелин колец» начинается с картины нетронутого рая (Шир / Эдемский сад), покой которого грубо нарушается злом (Са́урон / сатанинский змей). Затем возникает необходимость морального выбора, который приводит героев к нравственному и духовному созреванию.

Также в черновиках писателя, посвящённых Арде (так называется весь мир, придуманный и разработанный Толкином, включая и Средиземье), содержится «пророчество» об апокалиптическом завершении её истории («Битва Битв», Да́гор Да́горат / Армагеддон), после которого наступает полное искупление мира (Вторая Музыка А́йнур / Царство Небесное).

У Средиземья есть Бог

В «Сильмариллионе» рассказывается, что мир Арды был сотворён Единым Богом, которого здесь называют Э́ру или Илу́ватар. Свою созидательную работу (образом которой у Толкина является Великая Музыка) Эру выполнил с помощью посредников, называемых А́йнур, соответствующих христианскому представлению об архангелах. Все живые существа пребывают с Илуватаром в иерархических отношениях, но Он не властвует над ними как тиран, не контролирует всё и всех – а оставляет возможность свободной воли, что включает и волю к совершению зла [4].

Однако злая природа как таковая не является сущностью: злые существа Средиземья не обладают ею, а страдают от отсутствия добра. Это – христианский взгляд на зло, который был, как известно, впервые отчетливо сформулирован Блаженным Августином в IV веке [5, 6].

Сатана и его приспешники

Сатана в Арде носит имя Ме́лькор (что означает «Тот, кто встаёт в могуществе»). Это самый могущественный из А́йнур (ангелов, иначе именуемых Ва́лар). Подобно библейскому Люциферу, он попытался испортить совершенство Творения, поскольку, преисполнившись презрения ко всем, кроме самого себя, желал сам творить и править. С точки зрения христианской морали такая гордыня, вытекающая из жажды полной и абсолютной независимости, является худшим из всех грехов [7]. «Творения» Мелькора сводились к извращению созданий Эру – так он вывел отвратительный народ орков, изуродовав часть эльфов и подвергнув их пыткам [8].

Саурон

Саурон – один из высших Ма́йар (помощников Валар), присоединившийся к восстанию Мелькора против Творца и Его творения. Он выковал Кольцо Всевластья, чтобы искусить и покорить себе всех обитателей Арды его тройной силой – бессмертием, невидимостью и принуждением (контролем над волей других).

Имя этого персонажа, перекликающееся с греческим sauros – «ящерица», – напоминает нам о змее в Эдемском саду, о его хладнокровии и полном отсутствии сострадания [9]. Его око, пытающееся держать в поле зрения весь мир, на самом деле символизирует то, что целеустремленная одержимость властью сделала Саурона слепым к подлинно глубокому видению мироздания [10].

Наука и технологический прогресс как реализация магического мышления

Эгоистичная одержимость знанием и властью, которая рассматривает природу и живые существа лишь как инструменты для собственных целей, является для Толкина глубинной сущностью зла. Поэтому ему решительно не нравились те из убеждений и технологий, за которыми стоит схожий образ мышления. Он сравнивал современную науку и развитие технологий с чёрной магией, потому что обе эти системы взглядов стремятся к господству над природными процессами и к установлению над ними контроля [11]. Ведь ещё Декарт утверждал, что цель науки – сделать нас «хозяевами и обладателями природы» [12]. В эпопее, когда Саруман стал одержим желанием власти, Древобород (Фангорн) отзывается о нём так: «…его ум состоит из железа и колёс…» [13].

Другая важнейшая цель черной магии, в том числе и Кольца Всевластья, – контроль над свободной волей. Это напоминает нам о величайшем зле современности: тоталитарных режимах XX века [14].

Развращающее влияние власти и зла

Поскольку зло – это отсутствие добра, оно может существовать только за счет охоты за человеческими достоинствами и добродетелями, стремясь извратить их посредством гордости и эгоизма. Поэтому во «Властелине колец» наиболее героические и амбициозные члены Братства Кольца сильнее всего подвержены развращающему влиянию Кольца Всевластья [15]. Боромир, например, хотел использовать Кольцо для победы над врагом, но был порабощён его силой – к счастью, не окончательно. Гэндальф вообще отказывается нести Кольцо, потому что опасается, что оно исказит его стремление к добру.

Толкин предупреждает нас, что неограниченная власть (символом которой является Кольцо) порабощает волю, поскольку снимает все ограничения с наших желаний [16]. Такие ограничения человеческой природы нужны нам, чтобы сохранять здравый рассудок и быть внимательными к нуждам других. Поэтому для Толкина злые действия всегда несвободны [17]. Именно слабость и невинность хоббитов делает их практически неуязвимыми для зла: они стремятся быть помощниками и слугами, а не вождями и владыками.

Христианская добродетель смирения

Именно акцент на добродетельности слабых, малых и смиренных определяет христианскую этику: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» [18]. Сам Толкин говорил, что моральная составляющая его произведений – это, прежде всего, «возвеличивание (или освящение) смиренных» [19]. Бескорыстная преданность общему благу, во всей полноте явленная в Иисусе Христе, была также свойственна хоббитам. Именно поэтому им можно было доверить уничтожение Кольца Всевластья.

По сути, Шир воплощал в себе представления Толкина о жизни и том, как она должна быть прожита – в свободе от чрезмерных амбиций, в гармонии с природой и обществом [20].

Вера, надежда, любовь

Этим христианским добродетелям Толкин уделяет особое внимание [21]. Братство Кольца – это проявление веры как глубокого взаимного доверия, воплощающее в себе высшую форму дружбы – союз добродетельных и достойных личностей, объединенных общими стремлениями творить добро [22].

На протяжении всей книги мы видим, что надежда Братства Кольца нерушима, несмотря на все неудачи и трагедии, с которыми его члены сталкиваются.

Но именно благодаря неизменному акценту Толкина на любви христианское послание ясно просвечивает сквозь все его произведение. Например, то, как Фродо проявляет жалость и прощение к Голлуму, было бы совершенно непонятным для воинственных культур, таких как Спарта или Монголия Чингиз-хана [23], где милосердие считалось недостатком, а месть – необходимостью. Любовь Фродо к своему жалкому и коварному спутнику подобна любви Иисуса к грешнику, – и это даёт Голлуму возможность вновь раскрыть добро внутри себя (проявить свое прежнее хоббитское «я») [24].

Воплощение и окончательное искупление

Непосредственно во «Властелине колец» Толкин не описывает, как должно произойти искупление мира, порабощённого грехом. Об этом он говорит в своей более поздней работе «Разговор Финрода и Андрет» (Athrabeth Finrod ah Andreth). Там подчёркивается, что именно Мелькор принес в мир проклятие смерти, и что исцелить это проклятие может лишь тот, кто станет воплощением Эру Илуватара, который придёт в Арду и искупит её [25].

Как видим, Толкин последовательно выдержал всю историю придуманного им мира в библейском ключе.

Примечания

1. Письмо иезуиту о. Роберту Марри, отправленное в 1953 г. Здесь и далее автор ссылается на Толкина по изданию: Ральф Вуд. Евангелие Толкина: Образы Царствия Небесного в Средиземье. – Прим. ред. / Ralph C. Wood, The Gospel According to Tolkien: Visions of the Kingdom in Middle-Earth (Westminster John Knox Press: 2003), стр. 9.
2. Там же, стр. 8. / Термин «эвкатастрофа» (от древнегреческих слов еu – хорошо и katastrophe – переворот, развязка) был предложен самим Толкином в эссе «О волшебных сказках». – Прим. ред.
3. Там же, стр. 9. / Да́гор Да́горат («Битва Битв») – в легендариуме Толкина апокалиптическое последнее сражение, предсказанное Вала Ма́ндосом; упоминается писателем в одном из писем (см. Письмо 131). Согласно этому пророчеству, после того, как разрушенная земля будет переделана, зазвучит Вторая Музыка Айнур, которая будет гораздо более великой, чем Первая, и вместе с Айнур её будут петь все дети Илуватара. – Прим. ред.
4. Там же, стр. 11. / Согласно «Сильмариллиону», А́йнур являются бесплотными духами, способными принимать физический облик. Они обитают вместе с Эру в Чертогах Безвременья. Айнур, сошедшие в материальные пределы Арды, именуются Ва́лар и Ма́йар. – Прим. ред.
5. Stanford Encyclopedia of Philosophy: https://plato.stanford.edu/entries/augustine/#WillEvil.
6. Европейская Академия Религии и Общества (EARS): «Почему проблема существования зла все ещё сохраняется» (Why the problem of evil is still a proble): https://europeanacademyofreligionandsociety.com/weekly_comments/why-the-problem-of-evil-is-still-a-problem/.
7. Wood, The Gospel According to Tolkien, стр. 48–50. / Толкин пишет о падении Мелькора, что «от величия он пал к высокомерию, а от него – к презрению ко всем, кроме самого себя, и стал духом разрушающим и безжалостным. Мудрость подменил он коварством, искажая и подчиняя своей воле всё, чем желал воспользоваться, став в итоге бесчестным лжецом. Вначале он жаждал Света, но, когда не сумел завладеть им для себя одного, он, через пламя и гнев, спустился в огненную бездну, во Тьму. Именно тьму использовал он всего более в своих злобных деяниях в Арде, и сделал ее прибежищем страха для всех живых существ» («Сильмариллион», пер. С. Лихачёвой). В Арде Мелькор получил имя Мо́ргот («Чёрный», «Притеснитель»). – Прим. ред.
8. Там же, стр. 51. Падший Майа Саруман во «Властелине Колец» тоже пытается играть в Бога, конструируя собственную армию ужасных урук-хаев.
9. Там же, стр. 36.
10. Там же, стр. 59.
11. Там же, стр. 28–31. Как говорил Толкин, магия и технологии стремятся «свести к минимуму (или полностью уничтожить) зазор между идеей или желанием и результатом или последствием».
12. Подробнее см.: С. Минков, Б. Траут. Покорение природы: перспективы и проблемы. (Svetozar Y. Minkov, Bernhardt L. Trout. Mastery of Nature: Promises and Problems). – https://www.jstor.org/stable/j.ctv16t6mcv.
13. Wood, The Gospel According to Tolkien, стр. 30.
14. Там же, стр. 72.
15. Там же стр. 62.
16. Там же, стр. 69.
17. Там же, стр. 69.
18. Мф. 5:5.
19. Wood, The Gospel According to Tolkien, стр. 85
20. Там же, стр. 90.
21. Там же, стр. 117.
22. Там же, стр. 126.
23. Там же, стр. 149.
24. Там же, стр. 132.
25. Там же, стр. 157–161. / «Говорят, – ответила Андрет, – говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и всё Искажение, с начала до конца. Говорят ещё… что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчётные годы» (пер. А. Хромовой). – http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/kolzo_mo/finrod.shtml.

Тимо Ритерс scienceandapologetics.com

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!