Теория справедливой войны

 Христианство и война в Украине

«Война – отвратительная вещь, но не самая отвратительная; упадок и деградация морали и патриотизма, считающих, что нет ничего, за что стоит воевать – еще хуже»
Джон Стюарт Милль

Мой отец Валерий Андреевич (так!) рос в небольшом городке (недалеко от города Днепр), который был назван в честь его прадеда Петрополем. В феврале 1932 года отца моего папы забрали советские «радикалы», конфисковали их хозяйство, дедушку отправили в лагерь, а бабушка, мой дядя и мой отец среди зимы были перевезены в заброшенную сельскую местность. Мой отец – малолетний – той зимой ходил искать гнезда белок, мышей, птиц, чтоб найти какую-нибудь еду для семьи. Они ели кору с деревьев. Через год, в феврале 1933 года, мой дедушка умер от голода – мы говорим про этот ужасный Голодомор. Мой папа – он был художником и поэтом, позднее стал пастором – всегда сильно любил свою Родину Украину. Он рисовал для нас ка  ртины, скетчи, чтоб показать нам, где он здесь жил. Его приняли в Академию искусств в Киеве. Но его мечты развеялись, потому что началась Вторая мировая война, и ему пришлось оставить все и разлучиться с семьей.

Именно во время войны мой отец стал последователем Христа. Люди вокруг него были в отчаянии и безнадежности. А папа просто кричал, прося Господа о помощи: «Если Ты есть, дотянись до меня, Ты нужен мне!» И Господь наполнил его сердце миром. Позднее кто-то дал ему Новый Завет. И Евангелие подтвердило то, что он уже пережил в своем сердце. После этого он решил посвятить себя проповеди Слова Божьего и пасти овец Господних.

Это мои собственные корни здесь, в Украине. Я много думал о войнах и конфликтах, из-за жизни моего отца. Много вещей, которые вы все пережили не только за последние годы, были значительной частью украинской истории. И это благословение – приехать сюда и быть с вами, хоть и недолго, чтобы услышать о том, что произошло в последнее время, быть солидарным с вами как с братьями и сестрами во Христе, а также пообщаться с теми, с кем жизнь обходится несправедливо. Вот почему меня пригласили: рассмотреть вопрос о справедливых войнах. Я уверен, что Украина оправданно реагирует на российскую агрессию, и я рад, что Америка поддерживает усилия противостоять российским войскам.

Я знаю, что мы служим Царю царей и Богу богов, и наше первое посвящение – нашему Господу. И я слышу о людях в российской армии, которые отказываются от службы в армии, не желая слушать и сражаться за Путина, потому что они знают, что это несправедливая война. Поэтому когда мы будем говорить о понимании справедливых войн, некоторые из вас могут подумать: «А как мне ко всему этому относиться как христианину? Понятие справедливой войны имеет какое-то отношение к христианской вере? Не стоит ли нам просто избегать всего этого, читать Священное Писание и делиться своей верой?»

Я думаю, что в процессе разговора мы сможем хорошо обогатить наше понимание этой темы. Понять, что участие в справедливой войне – на самом деле акт любви к ближнему. И что есть вещи, за которые стоит воевать, и возможно, даже умереть. Сам Иисус сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И хотя война действительно нечто ужасное, но не самое ужасное, как сказал один философ. Поэтому мы и хотим исследовать это понимание.

Когда мы размышляем над существующими в мире проблемами:

  •  воинственная политика таких стран как Иран и Северная Корея,
  • терроризм (ИГИЛ, Аль-Каида),
  • секс-торговля людьми,
  • места, где есть религиозные преследования,

возникает вопрос: может ли быть применена сила в ответ, чтобы исправить ситуацию принудительно, а не просто принять эти вещи, как неизбежные?

Есть много вещей, которые уже сейчас делаются здесь, в Украине, важных для того, чтобы помочь исцелить души тех, кто был травмирован войной, чтобы практически помогать в обучении детям, увезенным далеко от своих школ. Наша семья помогает многим перемещенным лицам. Одна из моих сестер, Елена, что живет в Австрии, с прошлого года занимается украинскими беженцами, а мы семьей пытались собирать средства для помощи им. Мой двоюродный брат работает, помогая людям здесь, в Украине. Через несколько дней я впервые увижусь с ним, с нетерпением жду встречи. Братья и сестры, мы – вместе с вами!

Но я также знаю, что в церкви есть люди, имеющие другой взгляд на вопросы войны: взгляд христианского пацифизма. И я хотел бы очень кратко рассмотреть, что такое христианский пацифизм, а затем рассмотреть понятие справедливой войны и показать, как Священное Писание действительно поддерживает понятие справедливых войн.

Христианский пацифизм

У него много форм, но базовые его положения таковы:

1. Христианская жизнь несовместима с лишением жизни на войне.
Это основное положение, общее для всех версий христианского пацифизма.

2. Отказ убивать на войне не означает отказа делать добро для этого мира (это не «утопизм» или «молинизм»): миротворческая деятельность, молитва за врагов, благотворительность.

3. Пацифистические убеждения связаны не только с исполнением заповеди, но и с жизнью в ученичестве и добродетели.

Пацифисты говорят, что они не только выполняют заповедь «Не убивай», но и «подставляют другую щеку». И это значит быть активным последователем Христа и стать более похожим на Него.

4. Христианский пацифизм отрицает разделение между личным и публичным. Военная служба противоречит христианской вере.

Я хочу дать несколько комментариев к этим принципам христианского пацифизма.

Как человек, придерживающийся идеи справедливой войны, я действительно благодарен пацифистам за позицию быть миротворцами, искать дипломатические решения там, где они возможны, и сотрудничать ради исцеления и восстановления после войны. Но проблема в том, что пацифист не различает пролитие крови и пролитие невинной крови. Эта важная разница размыта пацифизмом.

Кроме того, пацифизм часто игнорирует или не в состоянии объяснить многие отрывки Ветхого Завета, в которых Бог повелевает израильтянам воевать. Например, где Бог провозглашает суд над хананеями за их зло и беззаконие. И Новый Завет не отбрасывает войны из Ветхого Завета, но показывает, что их результатом было достижение Божьих целей для Израиля и для мира.

Когда люди говорят, что мы должны предпочесть миротворчество, а не применение силы, я отвечаю, что не нужно выбирать то или иное. Миротворческая деятельность не противоположна использованию принуждения; они могут сотрудничать. Мы можем пытаться минимизировать конфликт, но это не значит, что мы не должны использовать силу, когда происходит несправедливая агрессия.

Часто от пацифистов звучат обвинения: «Как ты можешь любить ближнего, если ты применяешь силу против него?». Принципы справедливой войны не исключают любви к ближнему, как к самому себе: участвуя в ней, мы защищаем невиновных и восстанавливаем порядок, чтобы люди могли жить спокойной мирной жизнью и общества могли процветать.

Мы также можем проявлять любовь к нашим врагам использованием справедливой силы, чтобы остановить их от нанесения дальнейшего вреда своим душам в их попытке беззаконно и несправедливо навредить другим. Это не значит, что мы должны убивать врага. Убийство должно быть крайним средством; причинению вреда или взятию врага (или преступника) в плен следует отдавать предпочтение перед его уничтожением.

Любое насилие есть применение силы, но не каждое применение силы есть насилие. Должное использование силы направлено на несправедливость, будет пропорциональным и т. д.

Некоторые люди считают, что всегда хорошо пытаться быть в мире. Мир иногда может быть несправедливым. В истории есть примеры такого мира. Когда британское правительство заключило мир с Адольфом Гитлером, Чемберлен вернулся в Британию и сказал, что теперь у нас будет мир. Но таким образом они просто разрешили нацистам оккупировать Судетскую область Чехословакии. Мир бывает несправедлив, это то, что мы называем компромиссом, умиротворением. О таком мире хорошо сказал Уинстон Черчилль: «Миротворец – тот, кто кормит крокодила, надеясь, что тот съест его последним». Нам следует прежде всего дать центральное место справедливости, а не просто миру.

Подумайте: если бы все общество какой-либо страны состояло из пацифистов. Христианский писатель К. С. Льюис сказал, что они не будут долго оставаться пацифистами. Либо эту страну «съедят» соседние агрессоры, или им придется защищать себя. Или, по крайней мере, присоединиться к договору со страной, которая могла бы им помочь.

В течение 70 лет (1680–1750) колонией Пенсильвания в Америке руководили квакеры-пацифисты. Эти местные законодатели не хотели «грязнить руки» и отказывались применять силу, но нанимали индейцев (и других), чтобы поддерживать спокойствие и защищать общество. То есть они просто передали «грязное» дело силового поддержания порядка другим.

Многие виды деятельности государства требуют использования силы для защиты работников, обеспечения уплаты налогов и алиментов на ребенка и т. д. Заметьте: христиане-пацифисты сегодня обычно получают пользу от вооруженных охранников, защищающих их сбережения, или от полиции, куда они звонят, если в их жилище вторгается преступник. Все чаще в Соединенных Штатах можно увидеть полицию в церквях или государственных школах, где она защищает невинных мирных жителей.

Поэтому есть проблемы с пацифизмом, что мы и увидим далее.

Вопрос в следующем: не «война или мир» (мир иногда может быть несправедливым), а «оправданное сопротивление или неоправданное сопротивление».

Справедливая война: защита

«Настоящий солдат сражается не потому, что он ненавидит то, что перед ним, а потому, что он любит то, что за его спиной»
ГЧестертонIllustrated London News, 14 января 1911 г.

Эти слова Честертона раскрывают главную мотивацию, стоящую за доктриной справедливой войны: защитить невиновных от несправедливости и беззакония.

Несколько предварительных комментариев, прежде чем идти дальше.

Христиане не первые сформулировали доктрину справедливой войны. Несколько греческих мыслителей развили некоторые из этих идей, а также на Востоке, в Китае, конфуцианство в начале имело понимание справедливой войны. Теории этих мыслителей имели между собой много общего, хотя не оказывали влияния друг на друга.

В основе доктрины справедливой войны лежит всеобщее откровение, закон, который Бог дает людям в их сердцах (Рим. 1–2). Мы знаем основные нравственные истины, потому что мы созданы по образу Божьему. Эти принципы подкрепляются особым откровением в тексте Библии. Поэтому у верующего есть и всеобщее, и особое откровение. Но главные принципы доступны для понимания всех людей.

Идея справедливой войны предполагает, что некоторое зло невозможно избежать. Позволяя насилию и агрессии действовать беспрепятственно, мы не искореняем зла и не остаемся невовлеченными, если можем сделать что-то с ним.

Доктрина справедливой войны является нормативной позицией для всех людей. Идеал справедливой войны должен быть общеобязательным. У христианина нет двойного стандарта – одного для христиан и другого для других людей. Хотя мы, как христиане, получаем дополнительное откровение через Библию – что значит любить ближнего, помня, что все люди созданы по образу Божию, а также помня, что все люди грешны, поэтому иногда их суждения несовершенны.

Теория справедливой войны не пробует оправдать войну. Справедливая война направлена на восстановление справедливости и ограничивает агрессивные боевые действия. Если все стороны соблюдают это правило, то ни одна война никогда не начнется.

Теория справедливой войны считает, что частные лица не вправе использовать вооруженные силы. Право использовать вооруженные силы вверено легитимной государственной власти для сохранения мирного и справедливого устройства. В 13-й главе Послания к римлянам мы читаем, что Бог дал всякую власть сохранять мирный и справедливый порядок. Это не значит, что все правительства выполняют работу, которую Бог возлагает на них: мы сегодня видим Путина. Но те государства, где правительства выполняют свою работу – сохранять мир, наказывать виновных по закону и защищать невиновных, – это хорошо для общества, и оно преуспевает.

Учитывая все вышесказанное, определим 10 критериев справедливой войны [1]

Есть моменты, которые мы должны держать в голове до того, как начать военные действия. И есть некоторые вещи, про которые мы должны помнить во время войны, а также после войны.

Когда идти воевать:

Jus ad bellum (юридический термин «право на войну»)  важнейшие критерии

1. Справедливое основание войны. Всякая неспровоцированная агрессия подлежит осуждению. Война как самооборона и в целом защита (в том числе защита других уязвимых народов) морально оправдана.

2. Справедливое намерение. Единственное оправданное намерение – это обеспечение справедливого мира и для друзей, и для неприятелей (а не месть, завоевание, экономическая выгода, идеологическое преимущество).

В результате, следствием войны должно быть больше добра, чем ущерба, как для друга, так и для врага.

Я думаю о Германии во время Второй мировой войны. Вместо того, чтобы оставить врага, который был опустошен и разрушен, за границей, были попытки «навести мосты» и заключить мир, чтобы принести исцеление отношениям между нациями, остановить зло и построить нормальное общество.

3. Законное объявление. Только легитимная государственная власть имеет право инициировать войну. Только государство (а не отдельные лица или стороны внутри государства) может легитимно использовать эти полномочия.

4. Последнее средство. «Вступать в войну можно только тогда, когда переговоры, судебные дела, компромиссы и все другие способы не принесли результатов; ведь человек как рациональное существо должен, если это вообще возможно, разрешать свои споры с помощью здравого смысла и законов, а не силой».

Это не означает, что переговоры должны длиться неопределенное время, пока грубая несправедливость продолжается и конца ей не видно. Последнее средство – это разумный второстепенный шаг, равно как и другие критерии.

Все эти вещи необходимо помнить ДО начала использования силы. Конечно, когда мы видим несправедливую агрессию, испытавшее вторжение государство имеет право ответить и объявить войну.

Следующий вопрос: что делать во время войны:

Jus in bello (юридический термин «право во время войны») – более прагматичные/ взвешенные критерии

5. Иммунитет мирных жителей. Поскольку война – это официальный акт государства, участвовать в боевых действиях могут только те, кто являются официальными представителями государства, а на лиц, не вовлеченных непосредственно в конфликт (среди них военнопленные, медицинский персонал и раненые, равно как не принимающие участия в боевых действиях гражданские), не должны распространяться боевые действия – хотя это не всегда возможно (например, в случае войск, обустроенных в густонаселенных районах). Но эти люди не должны быть целью, справедливая война направлена только против агрессора.

6. Ограниченные цели. Цель войны – справедливый мир, а не разрушение государственной экономики врага, или ее политических институций, или полного уничтожения населения врага. Есть вещи, которые не нужно разрушать.

7. Ограниченные/пропорциональные средства. Используемые оружие и сила должны быть ограничены до уровня, необходимого для отражения агрессии и предотвращения дальнейших нападений, то есть для обеспечения справедливого мира. «Для сопротивления жестокости и восстановления мира следует использовать силы не более, чем нужно». «Не более, чем нужно» не обязательно означает убедительную победу.

И третья часть критериев, о которых мы говорим –

Что делать после войны

Jus post bellum (концепция справедливого завершения войны).

Когда враг капитулировал, и снова настал мир, первое, что необходимо –

8. Восстановить порядок. Крайне важно, чтобы после войны установилась безопасность в стране и за ее границами, а также соответствующая деятельность органов власти.

Поэтому после Второй мировой войны в Германии прошел Нюрнбергский процесс, где было осуждено нацистское руководство страны. Некоторые из руководителей были заключены в тюрьму или казнены. Идеология нацизма была демонтирована и введена демократия. Это часть восстановления порядка.

9. Справедливость. Необходимы справедливые наказания и возмещение убытков.

Для многих евреев в Германии, тех, кто пережил концентрационные лагеря, новое немецкое правительство приняло меры по восстановлению статуса и возвращению вещей, которые были отобраны у еврейского населения. Это был справедливый результат.

10. Примирение. Могут ли обе стороны представить себе совместное будущее и двигаться к нему вместе?

Итак, помните, что:

  • Война или военная сила помогла положить конец рабству в Америке, нацизму, фашизму и советскому коммунизму.
  • Обычно войны начинаются с преступных намерений и отсутствия средств сдерживания или потому, что после какой-то предыдущей войны не было четкого разрешения или остались нерешенные противоречия. Наличие сильной армии – это уже действенное средство сдерживания агрессора. Даже не использовав ни единой пули, мощная армия может удержать нации-изгои от нанесения зла стране.
  • Народы часто становятся соучастниками зла из-за своего бездействия.

Конечно, говоря о справедливой войне, мы не можем гарантировать, что все пункты будут добросовестно исполнены. Ибо будут и ошибки, и неправильные оценки. Результатом недостатков информации или человеческой слабости являются неправильные действия. Но это не значит, что мы должны терять общую картину. Моя мать родилась в Риге (Латвия), а некоторые ее родственники были в немецком Дрездене, когда его разбомбили. И пока бомбы падали на Дрезден, мои родственники доверяли себя Господу, готовясь умереть. Они пережили бомбардировку, но эта атака была направлена на сугубо гражданский город, который не имел значения для военных интересов. И хотя существует общественное согласие, что бороться против нацистской Германии было правильно, есть также согласие, что Дрезден бомбить было неправильно. То есть ошибочные решения не означают, что причина и основная стратегия справедливой войны – ошибочны.

Все, о чем мы говорили, подводит нас к вопросу, как все это согласуется со Священным Писанием.

Писание, миротворческая деятельность и война

Многие пацифисты берут в качестве отправной точки Нагорную Проповедь, поскольку там сказано: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Поэтому нам необходимо разобрать в деталях, что именно Иисус говорит в 5 главе Евангелия от Матфея.

Матфея 5:38-42

  • Традиционное учение (5:38): «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб».

Иисус не выступал против закона Моисея. Ветхозаветный юридический контекст состоит в том, что наказание должно быть соответствующим преступлению. Иисусовы современники злоупотребляли этим текстом для оправдания личной мести или возмездия. Иисус пытался остановить определенную опасность, заключающуюся в том, что человек может использовать нечестивые средства, чтобы отомстить лично, соперник сделает то же самое в ответ – и это превращается в порочный круг, создавая эскалационный цикл.

  • 5:39 а  обычно переводится и толкуется так: «А Я говорю вам: не противься злому [tō ponērō]». И пацифисты на основе этого текста не сопротивляются злым людям. Однако Иисус постоянно противился многим людям, делавшим зло!

Иисус противился религиозным лидерам (Мф. 23).

Иисус перевернул столы, выгнал менял из храма кнутом, и не впустил ни одного торговца (Мк. 11:15-16; Иоан. 2:15). Эти торговцы превращали храмовый Двор язычников (предназначенный для молитвы) в место торговли и центр еврейского национализма.

Но что на самом деле подразумевал Иисус, когда выразился «не противиться злому»? Он говорил, что мы не имеем права платить злом за зло.

Идею не платить злом за зло объясняет контекст.

Апостол Павел подхватывает эту мысль в Рим. 12:17, 21: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

И стих Мф. 5:39а лучше было бы перевести [2]:

  • «не противьтесь (не оказывайте жестокое сопротивление) злыми/нечестивыми средствами», или
  • «не отплачивайте злыми/нечестивыми средствами».

На самом деле, в той проповеди на горе Иисус говорит не платить злом за зло так, как кто-то делает тебе. Но это не касается случая несправедливой агрессии, когда напали на вашу страну, здесь мы должны реагировать справедливыми средствами на агрессию и остановить зло.

Не отвечайте на зло, которое совершают вам, злыми/нечестивыми средствами, когда:

  • «кто ударит тебя»;
  • «кто захочет судиться с тобой» и;
  • «взять у тебя рубашку»;
  • «кто принудит тебя идти с ним одно поприще».

Нечестивый человек здесь злоупотребляет силой или проявляет личную враждебность, он агрессивен лично к тебе.

Давайте кратко посмотрим на случаи «…кто ударит тебя в правую щеку твою».

Важно помнить, что речь идет о личном оскорблении – не насильственном акте. По своей природе ударить кого по щеке означает унизить, обидеть этого человека. Итак, Иисус говорит, если кто-то оскорбляет вас лично, будьте готовы принять еще одно оскорбление. И мы видим несколько примеров в Ветхом Завете, где ударить кого по щеке является личным унижением.

  • Иов 16:10: «Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам»;
  • Псалом 34:15: «…ругатели… поносили и не переставали»;
  • Плач Иеремии 3:30: «Пусть подставляет щеку свою бьющему и насыщается бесчестием» (пер. Библика, ср. Ис. 50:6).

Когда Иисуса допрашивали, он не «подставляет другую щеку», а хочет знать, почему Его ударили:

Иоанна 18:22-23: Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? 23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?

Как насчет других вещей, о которых Иисус говорил в этом отрывке (Матфея 5:39-42)?

Инициатива, которая меняет: будь учеником «второй мили»: проявляй доброту, вместо того чтобы воздавать злом за зло.

Мы являемся учениками Христа – каким же образом мы можем, так сказать, «пройти вторую милю» с человеком, злоупотребляющим своей властью? Возможно, кто-то не добр к нам на работе, возможно – кто-то из соседей.

Вот что говорит Иисус:

  • кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую:
    прими еще одну обиду;
  • и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду: будь готов поделиться тем, что правомерно принадлежит тебе.

Помните, когда Иисуса в Евангелии от Луки попросили разрешить спор между двумя братьями о наследстве (Луки 12:13), Он предупредил их об алчности и неудовлетворенности. Есть случаи, когда мы получаем наследство полностью законно, но стремление получить его любой ценой может привести к серьезному раздору в семье. И некоторые люди вместо того, чтобы воевать за свое законное наследие, предпочитают быть в мире с людьми, пытающимися ссориться из-за денег. В какие-то моменты мы просто отпускаем, отдаем те вещи, которые являются нашими по праву.

  • и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два:
    делай больше, чем требуют.

Кто-то на работе требует от тебя сделать большее, чем ты уже сделал. Иисус говорит в таких случаях – удиви их: спроси босса, что еще тебе нужно сделать. Или сделай что-нибудь хорошее для босса, даже если он не очень приятен тебе. Вот это и есть та вторая миля.

  • Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся:
    будь щедрым в духе, не выказывай предпочтений.

Иисус не говорит отдавать всё в каждом случае. Я только что привел пример, когда Иисус не включился в спор между братьями, которые делили наследство. Было время, когда люди приходили ко Христу и говорили: «Дай нам знак, Господи!» – Иисус отказывался. Дело в том, что Иисус говорит быть щедрым в духе, без выборочного расположения. Не говорите: это человек богатый и влиятельный, он может вернуть мне деньги или отплатить как-то иначе, вот ему я одолжу. А вот тот – бедный, не сможет вернуть мне деньги – не дам. Иисус же говорит: отдавайте, не смотря, не считая, получите ли вы что-нибудь обратно. И хотя Иисус говорит не о войне, а просто о личных конфликтах, нам все равно следует понимать, что это непросто делать.

Нам нелегко любить своих личных врагов, но это признак тех, кто принадлежит Богу, творящему мир: Он мирится со Своими врагами, чтобы сделать их Своими друзьями (Римлянам 5:10) – если люди не отказываются от Божьего предложения примирения.

И мы хотим внести этот дух в дипломатические отношения между нациями, чтобы попытаться построить мир там, где это возможно. Поэтому можно сказать, что в определенном смысле нет разницы между частным и публичным, и наше христианское обязательство должно перерасти в миротворческую деятельность в мире.

Мы с вами говорили о Нагорной проповеди. Давайте посмотрим еще несколько текстов в других местах Писания, где идет речь о миротворческой деятельности и войне.

1. Иисус не предложил новой идеи «любви к врагам». И в Ветхом, и в Новом Завете мы находим заповеди любить их.

  • Исход 23:4-5: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним».
  • Притчи 25:21-22 (Павел цитирует их в Римлянам 12): «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе».

Ветхозаветные израильтяне имели ответственность любить врагов на личном уровне, даже если они осуществляли юридические наказания на уровне общества государства. Поэтому и в Новом Завете здесь нет внутреннего противоречия.

2. Хотя Бог любит всех, Он также судит непокорных.

Иисус не просто учил любви и любви к нашим врагам, и подставлять другую щеку, но и проявлял суровость.

  • Матфея. 18:6 – Иисус: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской»;
  • Иуды 5: «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил».

Иисус – настоящий судья.

  • Откровение 6:9-10: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?»

Итак, в Новом Завете есть и суровость, а не только Божья любовь и доброта.

3. Спасение тех, кому грозит смерть и притеснение, часто требует сопротивления, принудительной силы.

  • Притчи 24:11-12: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его».

4. Необходимо помнить, что любовь Божия не является противоположностью гневу Божию, и участие в справедливой войне не противоречит любви.

Бог и справедлив, и любящий. Хотя Бог стремится явить милость, Он также постоянно противится нечестивым, которые унижают других, наносят им вред и обесценивают их (Рим. 1:28-32). Бог действует с гневом, потому что любит тех, кто носит Его образ.

Н. Т. Райт (исследователь Нового Завета):

«Скажем честно: отрицать Божий гнев – это по сути отрицать Божью любовь. Если Бог видит, как людей порабощают… то, если Он не ненавидит этого, значит Он не любящий Бог… Когда Бог видит, как невинных людей бомбят по чьим-то политическим соображениям, то, если Бог не ненавидит этого, значит Он не любящий Бог. …

Когда Бог видит, как люди обманывают, лгут и издеваются друг над другом, эксплуатируют, отмывают средства и грабят друг друга, то если бы Бог должен был сказать: «Ничего страшного, Я все равно вас люблю», то Он не был бы ни добрым, ни любящим. Библия не рассказывает о Боге, благосклонном ко всем. Она рассказывает о Боге, который сотворил этот мир и любит его так горячо, что Он должен ненавидеть и ненавидит все, что искажает и повреждает мир, и в частности созданных им людей» [3].

5. Писание не осуждает сопротивление, а иногда и поддерживает его использование, если это справедливое сопротивление.

a. Общие библейские отрывки, поддерживающие идею справедливой войны.

Екклезиаст 3:8: Время войне, и время миру.

Притчи 20:18; 24:6 (пер. Библика): «если ведешь войну, ищи мудрого совета»; «и для победы – много советников».

Луки 14:28-32: Иисус рассказывает притчу о царе, проводящем расчеты, прежде чем пойти на войну.

Новый Завет не выражается негативно в отношении войн Израиля против хананеев в Деяниях 7, Деяниях 13 и Евреев 11.

б. Новый Завет часто изображает солдат уважаемыми людьми.

Иисус нигде не говорит солдатам каяться за свою воинскую службу, когда есть возможность; они часто добродетельны, благочестивы и полезны для общества (Матфея 8:10; Луки 3:14; Деяния 10:1-2).

в. Иисус проводил время и с мытарями, и с блудницами, и с солдатами. В Новом Завете военное дело изображено как положительное (не является злом по существу, в отличие от проституции). Так же и апостол Павел использует образ солдата как способ понимания христианского ученичества.

1 Кор. 9:7: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» (Понятно, почему Павел не говорит: «Кто за свой счет когда оказывает сексуальные услуги?»)

2 Тим. 2:4: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику». (Почему бы не сказать: «Ибо ни одна шлюха не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить своему сутенеру»?)

Если бы военная служба была по своей сути отрицательной, было бы очень странно, что Павел использует это положительным способом, чтобы поощрить нас в христианском ученичестве.

Нигель Бигар, Оксфордский университет

«Иисусовое учение и Его практический пример неотмщения и прощения следует понимать в конкретном контексте Его отрицания военного еврейского религиозного национализма. Нужно ли применять это учение в целом к государственным делам и как именно, Иисус нам не говорит… Если мы воспользуемся историями о солдатах и на их основе предположим, что Новый Завет не считает военную службу несовместимой с тем, чтобы быть учеником Христа, тогда мы можем прийти к выводу, что он вообще не возражает против одобренного общественностью использования летального насилия» [4].

6. Мы уже говорили о том, как Новый Завет рассматривает правительство. Есть три института, введенные непосредственно Богом: брак, Церковь и правительство. Давайте возьмем брак в качестве примера. Хотя брак заключается на небесах, есть некоторые люди, которые просто не должны жениться, потому что для них это будет катастрофой. Так же и правительство: хотя идея его заложена на небесах для людей, не каждое правительство Бог благословляет, если правительство не правит должным образом.

Бог приказывает государствам пользоваться «мечом», чтобы наказывать виновных, защищать невинных и оберегать мир (Рим. 13:1-8; 1 Тим. 2:1-2; см. Бытие 9:6).

  • Рим. 13:4-6, карать виновных: «ибо [государство] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое… Ибо [правители] служители Божии, сим самым постоянно заняты».
  • 1 Тим. 2:1-2, оберегать мир: «[Молитесь о возглавляющих государство], за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».
  • Деяния 23, защищать невиновных: Деяния 23 – это практическое применение Рим. 13.

Когда толпа угрожает жизни Павла, он обращается к римской армии и получает от нее пользу (Деяния 23) – 470 воинов как эскорт в безопасное место!

Когда государства выполняют свою работу, они вносят вклад в процветание общества.

7. В заключение хочу кое-что сказать о ранней церкви и военной службе. Очевидно, что Новый Завет не пацифистский и ранняя церковь не считала боевые действия по сути своей аморальными. Помните, Иисус сказал ученикам, чтобы они одежду свою продали и купили меч, чтобы защищать себя, а они ответили, что есть два меча (от Луки 22:36-38)? Если бы Иисус все время своего служения учил пацифизму, почему бы Его ученики несли мечи с собой? Когда Иисус путешествовал по разным местам, ему встречались бандиты и другие люди, которые хотели навредить. Иногда просто показать меч – это все, что нужно сделать, чтобы остановить агрессию и держать агрессора на расстоянии. Но некоторые говорят: «Разве Иисус не сказал: все, кто возьмет меч, от меча и погибнут» (Матфея 26:52)? Да, но помните, что в Ветхом Завете можно было доверять Господу и носить меч. Помните, что сказал Давид Голиафу? «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил» (1 Царств 17:45). Очевидно, что Давид доверял Богу, но в то же время использовал оружие, чтобы убить врага – потому что Голиаф жил мечом, принципами меча, а Давид доверял Богу.

Но вернемся к первоапостольской церкви.

Главное то, что в ранней церкви понимание войны, использование силы не было аморальным [5].

  • Некоторые отцы церкви (Тертуллиан, Ориген) сопротивлялись идолопоклонству римской армии, а не самой войне. (Они не были против применения оружия в принципе и призывали к молитве за «храбрые армии» и «за всех наших императоров», если сражение имело праведный повод.)
  • С 170 г. после Р.Х. и дальше многие христиане воевали в римской армии – задолго до времени императора Константина (IV в.). И часто римская армия выполняла работу полиции в некоторых местностях.
  • Климент Александрийский положительно смотрит на солдат, беря в пример отношение к солдатам со стороны Иоанна Крестителя и Иисуса, и он верил, что солдаты – так же, как фермеры и моряки – могли расти в своей вере в Бога («Наставление грекам» 10.100.2).
  • Святой Себастьян и другие солдаты-христиане служили во время правления Диоклетиана (начало IV в.). Тертуллиан пишет, что они были повсюду – в «крепостях [castella]» и в «военных лагерях [castra]» («Апология» 37).

Выводы

  • И Ветхий, и Новый Заветы допускают справедливую войну.
  • Писание, похоже, не поддерживает позиции пацифизма, хотя и обеспечивает весомый голос в этой дискуссии.
  • Государствам следует уважать убеждения тех, кто не имеет отваги или мужества воевать с оружием в руках, имеет миротворческие убеждения, но мог бы служить другими способами.

Говоря о справедливой войне, мы должны помнить, что справедливая война имеет смысл в контексте справедливости и доброты Бога, существует справедливый моральный порядок и Бог делегирует людям возможность противостоять несправедливости, если кто-то нарушает этот порядок.

И главное, что нужно помнить, – что Бог использовал справедливость, чтобы совершить наше спасение. Ибо так возлюбил Бог мир, что принял добровольную жертву Божьего Сына ради нашего спасения. Божья справедливость не была нарушена, была явлена Божья любовь. Любовь и Справедливость соединились на Кресте. И когда мы размышляем об этом, пусть это также мотивирует нас в отношениях с нашими соседями, потому что у нас есть для них послание – наша надежда на Бога. Мы делаем все возможное, чтобы бороться с несправедливостью, но мы также относимся к Царству, которое невозможно поколебать, и в эти ужасные времена мы имеем возможность провозглашать Благую Весть об Иисусе Христе, провозглашать, что Иисус является надеждой для всех народов. Иисус является надеждой и для Украины, и да благословит вас Бог, когда вы провозглашаете Иисуса Христа в этой жизни.

Христианская открытая академия: https://www.hva.org.ua

«Разумная вера»: https://www.facebook.com/rozumnaviraua

Текстовая версия подготовлена Христианским научно-апологетическим центром: ScienceAndApologetics.com


[1]  Статья Eric Patterson, “Just War,” в книге Copan, War, Peace, and Violence.
[2] Charles Talbert’s Reading the Sermon on the Mount (Columbia, SC: University of South Carolina Press, 2004) 89. Також аргументують це Донал Хагнер, Ґленн Стассен та ін. (Два перевода на русский язык также придерживаются такого толкования: перевод Библики и перевод Российского библейского общества – прим. ред.).
[3] N. T. Wright, “The Word of the Cross,” NTWrightPage.com, доступ 09.08.2023, https://ntwrightpage.com/2016/03/30/the-word-of-the-cross/.
[4] Nigel Biggar, “Christian Just War,” Faith & Culture Forum, PBA, February 2019.
[5] Andrew Latham, “War & Peace After Jesus,” Touchstone (March/April 2017). См. Тертулиан («Апология» 30); Ориген («Против Цельса»8.73).

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!