Он пришел в себя. О силе покаяния

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: Отче! Дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.  Лк.15:11–20

Рассматривая этот отрывок, я хотел бы, чтобы мы не просто старались понять, как Бог меняет каждого из нас, но и как мы меняемся как община и можем измениться как общество, пересмотреть взаимоотношения в нем.

Это история о кризисе общества и о том, как оно обновляется. Например, мы видим распавшуюся семью как главную ячейку общества. Младший сын попросил о своей части наследства до того, как его отец умер. А мы знаем, что попросить наследство в то время у еще живого отца все равно, что пожелать ему смерти. Он забирает деньги, уходит, срамит свою семью плохим поведением. Сын, будучи израильтянином, уходит в чужую страну и в самом конце до своего возвращения, он кормит свиней, что означает для той культуры, что он срамит свою нацию (так как свинья для евреев — нечистое животное). Но дальше история показывает, как община восстанавливается путем покаяния. И мне хотелось бы обратить ваше внимание именно на покаяние — что очень важно для восстановления любого общества.

Бог любит кающегося! И хотя само слово «покаяние» нельзя найти в этой притче, но решение младшего сына вернуться к отцу является примером покаяния. Поэтому давайте поговорим о важности покаяния, о его сути, о том, как оно происходит и какие результаты приносит.

О важности…

В этой истории, что положило начало внутреннему исцелению младшего сын? Что привело его в чувства? Что повлияло на восстановление семьи? Отец всегда любил своего сына, правда? Но что привело к такому восстановлению? Это покаяние младшего сына! Фраза «он пришел в себя» — это идиома, которая означает покаяние. И хотя отец не переставал любить своего сына, покаяние подталкивает отца на радикальные действия. И если отец в этом отрывке представляет Бога, тогда смысл притчи таков: если вы хотите любви Божьей и силы Божьей в вашей жизни, источником может стать покаяние. Обратите внимание, как часто Иисус говорит: «Покайтесь и поверьте в евангелие, покайтесь и войдете в царство Божье, покайтесь потому что царство Божье близко»? Знаете, что он имел в виду? Он говорит, что если не покаетесь, ничего не смогу вам дать, объяснить или сделать, вы даже не сможете понимать реальность. Покаяние — это ключ ко всему, источник всего.

Когда Мартин Лютер начал движение реформации и пригвоздил 95 тезисов к дверям храма, первый тезис гласил о том, что фраза Иисуса «покайтесь» означает, что вся жизнь верующего должна быть сплошным покаянием. И это отличается от того, во что обычно верят люди. Процитирую Байрона (который представляет светский мир): «Только слабым нужно каяться». Многие думают, что покаяние — это признак слабости, это признание поражения, редкое явление. Но когда Лютер смотрел на покаяние в Библии, он видел наоборот: покаяние — это знак силы. Вы понимаете, сколько радости у вас должно быть, насколько любимыми и сильными духовно вы должны быть, чтобы после сделанной ошибки покаяться? Не просто признать ошибку, но и смирить себя. Сколько силы нужно для этого? Невозможность покаяться как раз и есть признаком слабости.

Мир говорит, что покаяние — признак слабости, Мартин Лютер утверждает — признак силы. Мир говорит, что покаяние — это признание поражения, Лютер — освобождение. Кающийся освобождает себя от притворства и скрытности, от потребности побеждать в каждом споре, от потребности постоянно себя защищать, от потребности обличать других, какие они несовершенные. Кающийся одновременно уязвлен и полон радости. Кающийся признает ошибку и хочет ее исправить. Это освобождение! Мне не нужно брать контроль на себя и беспокоиться о том, что другие думают обо мне. Таким образом, это не признак слабости, но силы, это не признак поражения, но освобождения, и поэтому Лютер говорит: это должно происходить всю вашу жизнь, если вы правильно понимаете Евангелие и христианство.

Кто же прав: Лютер или Байрон? Кто прав: Библия или мир? Хотя, вообще-то, они оба правы. Потому, что есть два вида покаяния. Павел говорит о них: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:10). Несколько лет назад я прочитал следующее: «Есть такое покаяние (такое признание греха и неправильности действий, делаете что-то, вызывающее чувство вины), которое приводит ко спасению, не оставляет сожаления или потери уверенности в себе и не запирает вас в темноте на годы. И есть такое покаяние, которое приводит к саморазрушению, к потере сил и уверенности в себе, практически приводит к смерти».

Что же есть это правильное в библейском понимании покаяние, которое так радует Бога, как мы видим из этой притчи? Такое покаяние, о котором Лютер говорил, что нужно его совершать всю свою жизнь. Из этой притчи мы можем взять для себя три идеи того, что есть настоящее покаяние. Давайте посмотрим, что правильного делает младший сын.

Сначала посмотрим на 17-й стих: «Он пришел в себя». Интересная фраза, не правда ли? Он пришел в себя. Мир, в котором мы живем сегодня, нам предлагает большое количество книг и систем, следуя которым мы можем добиться поставленной цели или желаемого результата в любое время, при этом мы сами контролируем, когда и как. Но если покаяние, то есть настоящие освобождение и начало жизни в радости начинается с того, что нужно прийти в себя, задумайтесь, можно ли это взять под свой контроль? Можно ли самому принять решение выйти из какого-то транса? Нет. Вы можете решить вдруг выйти из пьяного состояния или из состояния помешательства? Нет. Ваши грехи, недостатки, характер, который доставляет вам больше всего неприятностей в своей жизни и жизнях окружающих в большинстве своем для вас самих незаметны. Они-то и есть наибольшей проблемой по причине того, что вы их не замечаете и не признаете. Человеческое сердце работает на отрицании и игнорировании так же, как машина — на бензине. Покаяние начинается с момента, когда вы приходите в себя. Как это происходит? Это происходит извне. Ваши неправедные дела как бы плетут сеть реальности. То есть каждый раз, когда вы поступаете эгоистично, когда вы полны гордыни и держите на кого-то обиду, когда живете не так, как заповедал Бог, — вы плетете сеть своей реальности. Но приходит переломный момент, когда ситуация оборачивается против вас, когда вы понимаете, что что-то не так, что-то не работает. И начинаете осознавать: «Я поступал неправильно. Как же я мог так?» И подобно младшему сыну, который пришел в себя из-за боли, а благодаря своему отцу и помощи других — смог покаяться.

Покаяние начинается с того, что вы приходите в себя, — это нельзя просто сделать в любое время, когда заблагорассудится. И покаяние приходит к вам, а ваша задача — на него отреагировать. Его даже можно упустить! Человек, знающий себя, понимает, что такие моменты просветления не приходят по приказу. Но когда приходят — на них нужно реагировать! Настоящее покаяние, освобождающее и меняющее всю жизнь, приходит само, и когда оно приходит, нужно на него ответить.

Когда младший сын приходит в себя, он говорит: «Я пойду к отцу и скажу: отец, я согрешил против неба и тебя, и уже не достоин, называться сыном твоим…». Сначала он признает, против кого он согрешил в первую очередь — против неба! «Как так!», — скажете вы. — «Он же согрешил против отца и брата, верно?». Но нет, вначале он признает, что согрешил против Бога. Если вы откроете Пс.50 — самое известное исповедание грехов царя Давида, который отобрал жену у своего подчиненного и послал его на смерть, то видите слова Давида: «Против тебя одного, Бог Мой, я согрешил». А как же человек, который был убит из-за тебя? Почему против Бога в первую очередь?

Именно так! Потому что покаяние в библейском понимании, которое приводит к изменению в жизни, начинается с понимания того, что любой грех, совершенный в вашей жизни, — это грех против Благого Бога. И это важно понимать! К примеру, что вас пробуждает? Боль (еще одна форма зацикливания на себе). Но когда боль вас пробуждает, очень важно не начать делать все возможное для обезболивания. И в этом существует опасность не покаяться, но зациклиться еще больше на себе. Потому что можно прийти к такому покаянию, которое побудит вас только к еще большей жалости к себе.

Помню, когда я был еще молод и женат около года. Мы жили в маленьком городке в штате Вирджиния, и ко мне подошел мужчина и попросил помощь в брачном консультировании. В то время других консультантов в городе не было, мне 25 лет, женат лишь год — конечно, приходите, расскажу вам все, что нужно о жизни в браке… Он пришел с женой. И их проблема заключалась в том, что он действительно был очень эгоистичным, манипулирующим и надменным человеком, а жена недавно решила от него уйти. Он предложил ей пойти к консультанту в надежде удержать ее, и она согласилась. Жена дала знать, каких изменений ожидает. Он начал понимать свои проступки и испугался, сильно расстроился и даже плакал, что для мужчины в Вирджинии почти невозможно. И он принял этот список от жены и целую неделю пытался себя вести правильно. За тем еще неделя и еще, и она решила, что ее муж уже меняется и она не уйдет от него. Но по прошествии нескольких месяцев, как только он почувствовал, что она не уйдет — он взялся за старое. Думаете, он несколько месяцев просто притворялся, чтобы удержать ее? Нет. Он действительно переживал боль и страх, но он боялся за себя. Есть разница между тем, чтобы переживать за последствия своего греха, за боль, которую этот грех тебе доставляет, и переживать за сам грех. Если вы думаете так: «Я буду делать все возможное, чтобы больше не переживать эту боль», вы не поменялись! Наоборот, вы стали еще больше поглощены собой, как и в случае с мужчиной, хоть он и был расстроен, но больше переживал за себя, а не за то, какую боль он причинял жене, и уж точно не за то, что он делал против Бога. В результате он не изменился, потому что переживал за последствия греха, а не за сам грех. Дальше, стало только хуже.

Так причем здесь Бог? Один из верующих как-то в попытке объяснить разницу между жалостью к себе и искренним раскаянием сказал: «Покаяние из-за страха наказания приходит от понимания Бога как Судьи; покаяние искреннее приходит от понимания Бога как Совершенного и Благого». Если вы поступаете незаконно, то боитесь последствий закона. Но если у вас есть лучший друг или совершенный родитель и вы поступаете незаконно простив них, а они об этом узнают, вам больно от осознания того, что невинный любимый человек пострадал из-за вас!

Бог нас любит совершенной и чистой любовью! Посмотрите на свою жизнь и постарайтесь вспомнить, сколько Он сделал доброго для вас. А как вы поступаете по отношению к Нему? Когда вы понимаете, кто есть Бог, и каетесь в своих грехах (неправильных действиях и помышлениях) не из-за страха последствий, вы начнете ненавидеть сам грех, а не просто его последствия. Вот только тогда и приходят настоящие перемены в вас! Вы не перестаете зацикливаться на себе, все меньше думаете о себе, чем раньше.

Младший сын признает, что совершил грех против отца. Он не переносит свою вину на других или обстоятельства, не пытается оправдаться. Иными словами, он не говорит: «Отец, я согрешил против тебя, но если бы у тебя был такой брат как у меня и тебе бы пришлось делить с ним комнату с этим самоправедником!» Также, он не говорил: «Отец, я согрешил против тебя, но ты же понимаешь: я молодой человек, мне простительно». Ничего такого он не говорит — лишь искреннее покаяние!

Покаяние — это реакция на пробуждение, где в центре Бог, а не жалость к себе и приводит к полной ответственности за свои действия без перекладывания вины и без оправданий. И таким образом мы уже приблизились к почти полному пониманию искреннего, меняющего жизнь покаяния. Осталось еще отметить следующее. Важно посмотреть не только на то, что младший сын сделал, но и на то, чего он не сделал. Он собирается пойти к отцу и сказать: «Не заслуживаю называться сыном твоим, сделай меня наемником». Слуги в те времена жили вместе с хозяином, в отведенной им комнате, но наемники жили в городе, приходили на работу и получали за это деньги. И этим самым, младший сын хочет сказать, что признает свою вину и готов отплатить каждую монету, взятую у отца. То есть, он хочет заслужить дорогу домой, не просто, чтобы его приняли по милости. Он не ищет благодати, хочет заплатить, заслужить свое потерянное место.

Это притча, которую рассказывает Иисус и здесь важно понять, что в этой истории есть две главных линии. С одной стороны, когда вы согрешили против человека и хотите наладить с ним отношения, именно так вы и поступаете, это хороший способ. То есть, если вы что-то украли — вы это отдадите. Но если этот отец из истории — Бог, тогда такой подход к получению прощения — самая большая ошибка!

Есть разница между религией и Евангелием. Религия — это система убеждений, касающихся взгляда на жизнь и Бога. В религии все сводится к тому, что если делать все правильно — тогда получишь благословение Бога. Если правильно себя веду в моральном плане и социальном и буду хорошим и человеком, Бог благословит меня. Но в таком случае, чьими силами я добиваюсь всего? И что мне дает уверенность и силу и надежду? Именно эта система убеждений! По такой логике тогда, покаяние — это разрушение, слабость, потому что направлено на освобождение вас от источника ваших сил, покаявшись, вы не скажете, я творю добрые дела. Покаяние — это признание, что вы не можете творить добрых дел просто так. Поэтому, покаяние — разрушение своего я. Религиозный человек, когда кается, он практически занимается самобичеванием — постоянно говорит какой он плохой и что с ним не так именно потому, что до сих пор у такого человека есть свое представление того — что правильно и по этому представлению он судит себя. Таким образом, этот человек все равно признает систему определенных убеждений как высший авторитет. И думая, что если себя постоянно унижать — этим он возвысится и будет принят. Покаяние в религии — это попытка заслужить прощение. Поэтому в религии — это нескончаемый процесс самоуничижения и бичевания. Уверенности при этом в себе нет, и ощущения принятия — тоже, и нет радости. Покаяние в религии — это разрушение.

Но все в этой притче противоречит такому подходу к покаянию. Когда младший сын подходит к дому отца, отец не сидит внутри дома, время от времени выглядывая в окно. И увидев сына, не говорит: «О, явился, не запылился! — и не думает, — Пускай стучит в дверь, пока не почувствует то, что чувствовал я. И может если он будет стучать сильно и долго, я его прощу!» Нет! В этой истории, мы видим богатого владельца той земли, который при традициях и понимании человеческих отношений того времени, выглядывает своего сына постоянно, потому что отец заметил сына издали, который еще даже не подошел к дому! И он побежал к сыну. И чтобы вы знали в те времена, люди с таким статусом не бегали! Они не могли бегать даже если бы хотели из-за одежды, которую носили — нужно было поднимать юбки повыше чтобы бежать! А отец побежал навстречу сыну и обнял его! Падает ему на шею и целует! А позже мы увидим, что отец одевает сына и обувает его и надевает перстень на руку его — это означает, что сын снова принят в семью, он имеет право заключать договора от имени семьи. Отец устраивает пир! Отец отказывается, не хочет, чтобы сын зарабатывал себе дорогу домой. Он просто дарит ему свое прощение — по благодати.

Идея того, что можно заработать себе прощение — не принимается! И еще, обратите внимание. Религия верит в то, что если вести определенный образ жизни, можно получить Божью любовь, а здесь мы видим, что именно любовь отца приводит к покаянию! Не наше покаяние стимулирует Божью любовь, но Божья любовь стимулирует покаяние в нас!
В религии, покаяние отделяет вас от источника, который дает вам силы и надежду, и человек находит силу и надежду в системе определенных убеждений. Но Евангелие (Благая весть) состоит в том, что путем покаяния вы обретаете силу и надежду, и радость через примирение с Источником оных. Потому, что Бог является источником радости и надежды и силы и Он придает уверенность, и дело не в том, что мы делаем для Него, а в том, что Он сделал для нас! Он — Иисус. Что же Он сделал?

Правда, интересно, что именно Иисус рассказывал эту историю. И о чем Он думал? Иисус рассказывал историю о сыне, который находился в агонии осознания своего положения, нагой и разбитый, а отец одевает, обувает, принимает его, устраивает пир. Но в конце жизни Иисуса, когда он взывает к Отцу, нагой и побитый на кресте — Бог не отвечает! В результате, Сын нагой, вместо пира — уксус, за что? Некоторые люди используют покаяние для того, чтобы бичевать себя за свои грехи, но любой христианин знает, что Иисус Христос умер на кресте за наш грех, чтобы мы были прощены, был наг за нас, чтобы мы были одеты, был, отвергнут за нас, чтобы мы были приняты. Даже до того, как мы покаемся, Бог одевает нас, любит нас, кормит нас. Когда вы раскаиваетесь, вы вспоминаете, что причина, по которой Иисус пришел на эту Землю — умереть за меня! Когда я каюсь, я возвращаюсь к себе настоящему, к тому, кем я есть на самом деле! Вот почему — вся жизнь — раскаяние, потому что нужно это делать все время!

Причины, по которым я могу задуматься над тем, что делаю не так — могут быть разные: гордость, эгоцентризм. Но осознание того, что Самому Богу пришлось стать человеком и умереть за меня, чтобы я был прощен — смиряет меня смертельно! Еще причины моих неправильных поступков могут быть страх и переживания, и ощущения своей незначимости, но Благая Весть в том, что Иисус пожелал умереть за меня и это окрыляет, приносит неподдельную радость! Для Бога вы дороже небес! И чем больше я принимаю Его жертву своим покаянием, тем больше переживаю великую радость и тем самым меняюсь и все меньше зацикливаюсь на себе и меньше доставляю неприятностей другим!

Покаяние — это примирение с Богом, это принятие Его жертвы! Еще раз, — жертва же состояла в том, что Иисус умер за меня, нагим и отверженным Своим Отцом, чтобы я был принят и чтобы когда я воззвал, Отец услышал меня!

Теперь вам видно, какое освобождение приносит покаяние? Пребывая в покаянии, вы свободны от потребности маскироваться, от потребности жить по системам, от потребности бичевать себя, от постоянных дебатов с другими людьми и потребности их выигрывать. В процесс постоянного покаяния приходит смирение, которое в свою очередь меняет вас к лучшему! Вы все меньше будете зациклены на себе, и все меньше будете поступать эгоистично и, кстати, вам не будет казаться при этом, что вы становитесь лучше, но люди вокруг вас будут видеть это! В мире же, все наоборот, человек говорит — я хороший, но окружающие таким его не видят. Каким человеком вы хотите быть?

И последнее, если бы наша община жила такой жизнью, где каждый из нас живет покаянием, какой бы общиной мы были? Давайте постараемся ответить на два вопроса.

Первый, вы верите, что покаяние начинается с того, что нужно прийти в себя? И мы уже говорили о том, что нельзя просто решением выйти из транса. Нам нужны друзья, такие как этот отец, в истории, чтобы мы помогли выйти из состояния транса. Как построить общину, где бы люди могли пробуждаться? Какой должна быть община?

Одиссей во время своего путешествия, перед тем как проходить через остров Сирен (а он уже знал, что голос Сирен приводил в помешательство любого, кто слушал их), попросил привязать себя и игнорировать все, что он говорит, пока его команда с закупоренными ушами управляет кораблем в правильном направлении. Это хороший пример того, как церковь должна жить. Когда вы приходите в церковь, просто приходите и ничего не делаете, ничем не помогаете — тогда вы просто потребитель. Если вы не становитесь членом церкви, и не даете свое согласие на то, что пастор, или брат или сестра в церкви имеет право вас остановить, когда вы грешите — вы не понимаете покаяния. Верующий в Евангелие знает, что время от времени вас нужно приводить в чувства! Каждый христианин должен находиться в общине, где есть подотчетность. Вы подотчетны им, они — вам! Некоторые из вас пришли из церквей, где лидеры злоупотребляли своей властью. Я это могу понять, но это, то, же самое, если я вам скажу, что в мире много плохих врачей, означает ли это, что вам не нужно лекарство, и вы не будете искать, как вылечить болезнь? Вам нужна община, в которой люди будут вам помогать жить. Но община, состоящая из людей, которые пребывают в покаянии — это и есть кающиеся грешники! Они будут смиренны, никогда не бросят в грехе, но и будут продолжать любить. Они будут терпимы к вам до конца. И это все от понимания того, что они тоже грешны и не лучше вас! Они не смогут себя чувствовать лучше, чем вы — потому, что они раскаиваются. Хотелось бы вам пребывать в такой общине? Вы хотите построить такую общину? Общину без лжи и полной любви? Где все принимают друг друга и не используют друг друга, но при этом не оставляют друг друга жить во грехе. Начните с себя! Сейчас!

Вся наша жизнь — покаяние.

Тим Келлер Gospel in Life, перевод Help for Heart

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!