Казалось бы, все ясно: Бог создал только одного мужчину и одну женщину (Бытие 1:27), генетически идентичную ему во всем кроме Y-хромосомы, определяющей мужскую половую принадлежность. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деяния 17:26). У них родились сыны и дочери (Бытие 5:4). Потомком одного из них, Сифа, были праведный Ной (Бытие 5:25-29) и его сыновья (Бытие 9:18-19), от которых и пошли все народы земли, какими бы «расовыми» признаками они не обладали.
Все люди (за исключением однояйцовых близнецов, приходящихся друг другу естественными клонами) отличаются друг от друга по множеству признаков – цвету кожи, и волос, форме и цвету глаз, росту, комплекции и т.п. Но о расах людей стали говорить лишь пару столетий тому назад. Поначалу – в контексте возрождения работорговли, но особенно активно – с распространением эволюционной теории.
Рабство, будучи формой обладания личностью как собственностью, существовало с самой зари истории падшего человечества, но никоим образом не было связано с «расовыми признаками», например – цветом кожи. Рабами могли быть как чужаки, так и соплеменники. Тем не менее, Писанием утверждалось, что естественным состоянием человека является свобода. Рабство – явление противоестественное и временное.
Законом Моисеевым рабу предоставлялся еженедельный отдых наравне с хозяином (Исход 20:10). Хозяин был в ответе за нанесенные рабу увечья (Исход 21:27), а беглого раба было запрещено выдавать его господину (Второзаконие 23:15). Единоплеменник не мог пребывать в рабстве более шести лет (Второзаконие 15:12). А каждый пятидесятый год провозглашался юбилейным, когда все жители страны обретали свободу, независимо от национального происхождения и социального статуса (Левит 25:10).
С распространением Благой Вести, для которой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам 3:11), представление о свободе, как о неотъемлемом праве всякого человека, начинает проникать в мировоззрение европейских народов. Постепенно хозяева либо сами дают волю своим рабам, либо предоставляют им возможность выкупить себя из рабства. В итоге уже в IV–V вв. рабство исчезает в Римской империи, а в VIII–IX вв. – и среди прочих народов Европы. (Какое отношение к этому имело восстание Спартака в 74 г. до н. э. – вопрос к Карлу Марксу и его последователям.)
Вторично рабство бурно расцветает в североатлантической культуре уже в новое, «просвещенное» время, в XVII веке – в связи с колонизацией Африки. Хотя Писание осуждает подобную деятельность как человекохищничество (1 Тимофею 1:10), материально заинтересованные коммерческие и политические круги ведут активную деятельность по обоснованию и легализации порабощения жителей колонизируемых земель и торговли ими.
Весьма доходная практика нуждалась в новом обосновании. Тут-то, как нельзя кстати, и появился труд Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение привилегированных рас в борьбе за жизнь» (On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life). Все стало на свои места: существуют более и менее привилегированные расы, и это – закон природы! А против природы не попрешь. Вот тогда-то представления о рабстве и начали ассоциироваться с черным цветом кожи.
Сергей Головин facebook.com
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!





